В 18 веке Европа просто визжала от восторга, когда у кого-то из знати разбивали китайский сад. Любоваться сакурой, которая расцветала в мае, съезжались из всех стран, причем приглашения на очередную тусовку-бал не высылалось: гулять по дорожкам мог любой из дворян, кого хозяевам мог представить уже знакомый гость.
Правда, вся китайственность сводилась к небольшому прудику, одной-двум беседкам с загнутыми к небу крышами и парой десяток вишен. Каков настоящий облик садов Поднебесной, не знали даже садовники, поэтому все делали по картинке или гравюре, придавая при этом ландшафту европейские черты. В современном обществе изменилось все, но пруды остались, в которые погружались агрегаты, перекачивающие воду в нужное место. Если купить насос колодезный «Водолей» для того, чтобы очередная погружная конструкция помогала с поливкой кустов, травы и деревьев и использовать ее по назначению, то это отличная идея вырастить китайский сад на дачном участке где-то в районе Вологды или Самары.
Печально осознавать, что, европейские времена бескультурья 18 века по отношению к Востоку оставили свой след в истории земли: китайские же сады, которые были описаны в трактатах Средневековья, современниками воспринимались как Запретный город – шедевр философского символизма. Притчи Конфуция были взяты за основу формирования земельного участка. Камень располагали так, как это советовал великий мыслитель, в прочем все притчи автора не более, чем домыслы, хотя и не лишенные здравого смысла.
Вот этот смысл до европейцев, живших в 1700 года, так и не дошел. Правда, была одна интересная книга Уильяма Чамберса. Его поездка в Поднебесную была подробно описана: в том числе много страниц автор посвятил садам, но и они приняли облик живописных мест, на фоне которых развертывались драматические события.
Контрасты природного ландшафта принимали на себя манеры общества: рядом с домиками крестьян соседствовали пещеры, населенные разбойниками, а мирно цветущие растения контрастировали с голыми скальными породами. Вместо удобных скамеек повсюду стояли скамьи для пыток, и над всем эти зрелищем летели розовые лепестки цветущих вишен.
Как оказалось, сэр Чамберс был в Поднебесной во сне под воздействием опиума. Но книгу его читали, и она пользовалась огромным успехом. Садовники переняли стиль писателя и внедрили его с садово-парковую архитектуру того времени. В итоге китайские сады засадили пагодой, появились в них и альпийские горки, и горбатые мосты, и каменные львы-собаки.
Настоящим китайским веянием остались лишь вишни, беседки и мостики через островки зелени, внизу которых текла не вода, а искусственные каменные ручьи.